Web-сервисы: растущие опасения
"Информация для размышления": изолированная структура (silo) - модное техническое словечко, обозначающее любые неэффективные и дорогие элементы в несовместимом программном обеспечении. Изолированные структуры являются "мишенью" для Web-сервисов. Можно сказать, одно из предназначений Web-сервисов - разрешение проблемы изолированных структур. Так почему же за последние три года Web-сервисам так и не удалось реализовать эту задачу? Именно таким вопросом задались аналитики исследовательской компании IDC. В своей работе "Web-сервисы: растущие опасения" они предлагают свое видение проблемы, высказывают предположения о дальнейшей судьбе Web-сервисов. Однако, прежде чем познакомить читателя с их точкой зрения, будет нелишним привести "краткую историческую справку".
Напомним, что практически три года назад Web-сервисы рассматривались как новое и перспективное направление информационных технологий. Тогда с ними были связаны большие надежды. Так, еще в марте 2002 года Журнал клуба знатоков DWH, OLAP, XML () рассказывал о прогнозах консалтинговой компании The Stencil Group (более подробно см. "Рынок Web-служб: прогнозы The Stencil Group"). Ее сотрудники прогнозировали, что на рубеже 2004-2005 годов должна начаться третья и последняя фаза развития Web-сервисов - этап их активного использования. Однако, сегодня можно констатировать, что развитие Web-сервисов происходят с явной задержкой.
Аналитики IDC полагают, что существует достаточно много причин, почему ожидания в отношении Web-сервисов не оправдались, начиная от ограниченного практического опыта и заканчивая непроработанными технологиями и стандартами. Однако, главная причина, почему переход к архитектуре Web-сервисов так и не состоялся, заключается в высоких сопутствующих рисках и отсутствии убедительного обоснования оправданности затрат.
Как ни печально, но, по оценке IDC, организации по-прежнему находятся на самой ранней стадии признания и освоения Web-сервисов. Тем не менее, несмотря на затянувшийся старт, исследователи ожидают значительное повышение темпов роста на рынке программного обеспечения и услуг, относящихся к Web-сервисам, в период до 2008 года.
Рост произойдет в первую очередь в более крупных организациях, затем на рынке среднего и более мелкого бизнеса. В частности, выяснилось, что организации, занимающиеся предоставлением финансовых услуг, и государственные учреждения, в которых установленные устаревшие программные продукты создают дополнительные интеграционные сложности, имеют больший опыт в области внедрения Web-сервисов по сравнению со своими коллегами из других вертикальных отраслей.
В настоящий момент компании, которые начали развертывание Web-сервисов, заняты простой интеграцией на уровне "приложение - приложение". Однако, со стратегической точки зрения более незначительная группа организаций рассматривает возможность применения композитных приложений. Дело в том, что использование Web-сервисов позволяет композитным приложениям динамически адаптироваться к изменяющимся бизнес-процессам и поэтому является очень привлекательным, однако широкому применению препятствует отсутствие инструментов, технологий и стандартов, которые только начинают появляться.
Как отмечают в IDC, при рассмотрении рисков при переходе на новую технологию, в частности на Web-сервисы, необходимо учитывать факторы, анализ которых, несмотря на то, что организации не могут на них повлиять, необходим, поскольку позволяет оценить их потенциальное воздействие. Ниже перечислены основные тенденции, учет которых может быть полезен компаниям, планирующим развертывание Web-сервисов.
В IDC практически убеждены, что законы рынка потребуют объединения стандартов. Однако, в результате, появятся победители и проигравшие: победители будут разрабатывать стандарты с учетом своих сильных сторон, проигравшие - будут вынуждены сдать свои позиции и довольствоваться второстепенными ролями. Что касается сотрудников IT-отделов компаний, то им придется либо подождать, пока число сторонников любого стандарта не достигнет критической массы, либо иметь очень веские причины не дожидаться широкого признания стандарта (например, если его предполагается использовать внутри компании) и рискнуть внедрить стандарт на свой страх и риск.
REST ( который также может использовать XML, но применяет команды HTTP GET, POST, PUT и DELETE вместо SOAP) становится все более популярным, поскольку обещает вернуть изначальную простоту Web-а.
Как замечают в IDC, в области информационных технологий переход от одной технологии, архитектуры, процесса или подхода к другому, как правило, начинается медленно - чтобы избежать чрезмерного риска.Как только "ранним последователям" удается разрешить сложности и познакомить широкую аудиторию с новшеством, может произойти его массовое признание и освоение. Что же касается Web-сервисов, то в IDC полагают, что этот цикл повториться несколько раз - по мере того как будет расширяться функциональность Web-сервисов. Поэтому изолированные структуры будут сокращаться гораздо медленнее, чем изначально предполагалось, а опасения в отношении стандартов и технологии, даже для основной интеграции по уровне "приложение - приложение", по-прежнему сохранятся.