Основные компоненты и особенности работы системы очередей сообщений
Основными элементами системы очередей сообщений являются:
- сообщения, которые прикладные программы посылают друг другу;
- очереди, где хранятся сообщения;
- менеджеры очередей – серверные компоненты, которые управляют очередями и обработкой сообщений;
- каналы передачи сообщений, которые связывают менеджеры очередей между собой.
Введем следующие определения.
Сообщения (Message) представляют собой структуру данных, состоящую из заголовка сообщения (MQMessageDescriptor) и прикладных данных (рис.1.3). Заголовок содержит контрольную и адресную информацию о сообщении и его характеристиках. С помощью этой информации менеджер очередей решает, каким образом обрабатывать и куда надо передавать сообщение.
В создании и изменении заголовочной информации принимают участие, как приложения - отправители, так и системные компоненты менеджера очередей. Содержание контрольной информации важно для безопасности системы передачи сообщений и поэтому для изменения и перекопированния контрольной информации в новые сообщения определяются специальные права.

Рис. 1.3. Структура сообщения
Прикладная часть сообщения может включать данные в специальных предопределенных форматах или данные в форматах пользователя. WebSphereMQ поддерживает произвольные форматы данных, однако бывают системы очередей сообщений, которые разрешают только свои специальные форматы, например XML специального вида. Поскольку в распределенной среде для приложений, функционирующих под управлением различных ОС существуют различные кодовые страницы и методы представления данных, система очередей должна поддерживать методы конвертации передаваемых данных.
Очередь сообщений (Queue) - основное место хранения и обработки сообщений. Физическое управление очередями полностью скрыто от прикладных программ. Приложения имеют доступ к очередям через программный интерфейс MQI (Message Queue Interface). Для передачи критически важной информации используется "постоянные" (persistence) сообщения, которые журналируются и восстанавливаются после рестарта менеджера сообщений. Для повышения производительности системы очередей сообщений поддерживает также и "непостоянные" сообщения, которые содержатся в оперативной памяти, не журналируются и могут быть потеряны в результате системного или аппаратного сбоя.
Менеджер очередей (Queue Manager) является главным серверным компонентом и отвечает за управление очередями сообщений и прием вывозов от прикладных программ. Внутренняя реализация менеджеров очередей для каждой операционной системы своя. Однако с функциональной точки зрения менеджеры очередей поддерживают единый программный интерфейс, единую систему адресации и обмена данных через каналы, и единую систему администрирования.